|
|
Доброго времени суток, мои дорогие искатели приключений! Приветствую вас в нашей 12 экспедиции! После предыдущего короткого теоретического экскурса в мир древнеегипетской архитектуры сегодня мы с вами отправимся в центральную часть Египта, а именно в древний и священный Абидос! Абидос был для древних египтян тем же, что для христиан - Иерусалим или для мусульман - Мекка. ведь именно в этом городе находится могила Осириса (если быть точнее - то его голова). Вы уже знаете, что после смерти от руки коварного Сета он стал богом - владыкой подземного царства. С тех самых пор потоки благочестивых древних египтян не иссякали на протяжении тысячелетней истории Древнего Египта. За великое счастье считалось иметь могилу рядом с могилой Осириса. Как правило это были не сами могилы, а только таблички и небольшие стелы. Кроме того считалось, что недалеко от Абидоса находится отверстие , через которое души умерших отправляются в потусторонний мир. Самой главной достопримечательностью Абидоса считается грандиозный храм, построенный фараоном 19 династии Сети I, отцом не менее известного Рамсеса II. одна из особенностей храма это изогнутость его схемы в виде буквы "L". Ножка буквы указывает на север, а основание проходит с востока на запад. Другой особенностью храма является то, что вместо одной святая святых, посвященной богу или нескольким богам, в храме целых семь святилищ. Посвящены они (если идти с востока на запад) самому фараону Сети I, Птаху, Хоратхе, Амону, Осирису, Исиде и Хору. Попасть в храм можно через два больших открытых двора, которые раньше были отделены друг от друга массивными пилонами (высокими мощными стенами призматической формы). Сейчас же вы увидите лишь небольшие невысокие руины. Из второго двора поднимается пандус со ступенями, ведущими на террасу, где находится колоннада из 12 колонн с квадратным сечением, за которыми располагается стена с семью дверными проемами, соответствующих семи святилищам. Храм построен таким образом, что от первого пилона и далее вплоть до святилищ уровень пола постепенно поднимается. Этот прием использовался для того, чтобы показать, что боги стоят выше смертных людей. За первыми семью дверями располагается первый гипостильный (колонный) зал, задняя стена которого также имеет семь дверей, ведущих во второй гипостильный зал, из которого в свою очередь открываются проходы к семи святилищам. При этом ось храма проходит таким образом, что по центру оказывается молельня, посвященная богу Амону, который в то время был верховным божеством Египта. НО несмотря на то, что молельня Амона самая большая и находится на центральной оси храма, она не является самой важной! Строители храма отдали должную часть уважения фиванскому божеству, но т.к. настоящим богом Абидоса был Осирис, то именно ему и был посвящен храм. Как же это удалось отразить архитекторам? Дело в том, что хотя молельня Осириса не лежит на оси храма, она единственная, через которую ведет проход! В задней стене этой молельни была небольшая дверь, которая вела в таинственный и загадочный зал "десяти колонн". Мы вернемся к ней несколько позже, а теперь давайте немного взглянем на сами молельни и их украшения. В каждой молельне вы увидите изображения ритуалов с участием фараона, который совершает ежедневные религиозные обряды. В этих ритуалах фараон омывает божество, одевает его в божественные одеяния и украшения, делает приношения благовониями, едой и цветами. При этом в каждой молельне ритуалы несколько отличались друг от друга в соответствии с видом божества. В молельне, посвященной самому фараону мы встречаем изображения юного Рамсеса II, воскуряющего благовония своему божественному отцу, его профиль тонок и изящен. А теперь вернемся снова к нашей двери, ведущей из молельни Осириса в таинственный зал. В этот зал можно попасть только через эту одну-единственную дверь. По обоим концам этого зала расположены по три молельни и все они предназначены были для поклонения фараону как Осирису, тем самым подчеркивая отождествление царя с богом. Стены этого зала покрыты рельефами, связанными с мистериями смерти и воскресения Осириса и несут в себе глубочайшие тайны мироздания. Возможно именно в этот зал приводили кандидата на посвящение. Только представьте себе: полумрак зала, освещенного редкими масляными светильниками, в языках пламени которых колонны отбрасывали свои неровные и прыгающие тени. Со стен зала на кандидата сурово и величественно взирали лики богов и богинь, воздух был наполнен удушающим ароматом благовоний. Жрецы, одетые в белые одежды негромко воспевают молитвы великому Осирису. И вот до слуха испуганного кандидата доносятся загадочные и символические "Вопросы Двери"... Стряхнем наваждение, навеянное мистикой зала Осириса и обратим свой взор на север - там, за тремя молельнями находится камера без единого отверстия, в ней нет ни окон, ни дверей. Так как сегодня крыша в эту комнату отсутствует, то возможно в нее попадали через люк сверху. Возможно в этой камере посвящаемый должен был провести определенное время в одиночестве, прежде чем пройти последнюю церемонию посвящения в зале "Десяти колонн". Но оказывается и это еще не последняя тайна комплекса залов, посвященных Осирису" Под этой комнатой находится еще одна, в которую нельзя вообще никак попасть (даже через люк в потолке, т.к. сверху лежит одна сплошная многотонная плита!). Загадка этой комнаты остается неразгаданной до сих пор. Вернемся в коридор перед семью молельнями и пройдем в ту часть храма, которая представляет поперечину буквы "L". На западной стене этой части храма находится один из самых знаменитых списков Древнего Египта - на этой стене запечатлен список всех фараонов Египта от первого исторического царя Меноса (объединившего Верхний и Нижний Египет) до сети I, изображенного вместе с сыном Рамсесом II во время поклонения именам предков. Этот список имеет огромное историческое значение, т.к. в нем имена расположены в историческом порядке. В остальной части храма располагались многочисленные кладовые, комнаты, где проживали жрецы и библиотека. Все части храма, за исключением кладовых, покрыты скульптурными рельефами. При этом храмовая скульптура, относящаяся ко времени Сети I выделяется от более поздних творений более искусной работой и своим разнообразием сцен с ритуалами и обрядами. Украшение внешних дворов не было закончено при жизни Сети I и работу довели до конца уже при Рамсесе II. По неясной причине (изменился ли стиль, измельчали ли художники) сразу бросается в глаза тот факт, что работа Рамсеса II не может сравниться с работой Сети I. Несмотря на существенные разрушения храма (в свое время здесь располагался христианский монастырь и фанатичные христиане значительно нарушили целостность рельефов храма) величественный храм Сети I и в наше время производит неизгладимое впечатление, а его многочисленные залы до сих пор хранят нераскрытые тайны и ждут своих героев. Как знать, может быть один из них находится среди вас?.. Наша экспедиция подошла к концу. Стряхните пыль веков, осевшую на ваши одежды и запишите в полевых дневниках домашнее задание. Сегодня мне бы не хотелось мучить вас вопросами о терминах и исторических фактах. У нас давно уже не было творческого задания. И поэтому я предлагаю вам написать сочинение по теме сегодняшней экспедиции. Вы можете рассказать об истории создания храма Сети I, о мистериях происходивших в нем или поразмышлять на одной из неразгаданных загадок этого удивительного сооружения. Выбор за вами. Одно небольшое условие - ваша история должна содержать определенные достоверно известные исторический факты , т.е. каркас вашей истории должен опираться на более-менее известные данные о Древнем Египте. Во всем остальном я даю волю полету вашего воображения. Удачи и всех вам благ! Ваш Борис Кампанелла. |